Автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
раскрывает суть данного феномена, которая заключается в триединстве
внутреннего, эмпатического и внешнего фокусов.
Уилсон Лернинг транслировала теоретические исследования
Гоулмана на технологичный поведенческий язык. Для самоконтроля (внутреннего фокуса)
мы рекомендуем использовать прием ОКК (остановка, контроль, концентрация),
который по аналогии можно сравнить с дорожным светофором. При возникновении внутреннего
напряжения нужно мысленно включить красный свет. Дальше двигаться нельзя. Затем
сделать переключение на желтый свет как символ ожидания новой операции. Зеленый
сигнал означает, что нужно, взяв под контроль свои чувства, фокусироваться на
конструктивной идее.
Жить и работать на полную катушку, получая при этом
громадный прилив позитивной энергии, к сожалению, удел немногих. Большинство
испытывают стресс, либо скучают, либо живут только благими ожиданиями. Согласно
исследованиям, эйфорическое состояние,
называемое «потоком», хотя бы раз в день испытывают всего 20% людей. Порядка
15% проживают дни без всякого «потока».
Исследование, проведенное в Австралии и Новой Зеландии,
свидетельствует о том, что люди, демонстрирующие еще в детстве более высокий
самоконтроль, чем их сверстники, добились в тридцатилетнем возрасте лучших
результатов по здоровью, в финансовом плане. У них отмечалось отсутствие
проблем с законом.
Согласно выводам Д.Гоулмана, самоконтроль в детстве более
точно предсказывает финансовое благополоучие, чем IQ или социальное положение
ребенка. Сдерживающий самоконтроль непосредственно связан со способностями к
математике и чтению в раннем возрасте. Обучение дошкольников навыкам
самоконтроля и дисциплины готовит их к школе лучше, чем наличие высокого IQ или
умение читать.
Эмпатический фокус предполагает умение замечать эмоции своих
партнеров и более того, уметь их озвучивать, что значительно облегчает
коммуникацию даже в самых конфликтных и стрессовых ситуациях.
Привожу два примера коммуникации из взаимодействия пациентки
и врача- онколога.
1.
Пациентка плачет и сквозь слезы говорит: « я
обнаружила уплотнение… Анализы показали, что это злокачественная опухоль…За что
это все мне?».
Врач в это время не смотрит на пациентку и заполняет документ
в компьютере, периодически задавая вопросы анкетного характера.
2.
Пациентка плачет и сквозь слезы говорит: « я
обнаружила уплотнение… Анализы показали, что это злокачественная опухоль…За что
это все мне?». Врач мягко интересуется: «Когда вы это обнаружили?»
Пациентка рассеянно отвечает : « точно не
помню. Около месяца назад»
«Вы напуганы?»- задает вопрос врач.
«Да,- говорит пациентка, и у меня такое
чувство, что моя жизнь кончена».
«Понимаю. Вам сейчас очень плохо и страшно.
Давайте, я сейчас посмотрю вас, мы вместе заполним формуляр и начнем работу над
возникшей проблемой»
Безусловно, действия врача во второй
ситуации оказывают сильнейший терапевтический эффект на пациентку.
Развитие эмпатии – одна из обязательных
задач в медицине, в педагогике, в менеджменте и во всех профессиях, где влияние
на других людей является ключевым условием достижение искомого результата.
Как отмечал один из моих знакомых докторов:
«Когда вы проявляете сострадание и заботу, то есть смотрите пациентам в глаза и
отмечаете их эмоциональные проявления, вы постепенно становитесь более
участливыми, даже если поначалу не очень склонны к этому. Эта техника может
помочь дежурному врачу справиться с эмоциональным истощением среди ночи, когда
в приемном покое ждет еще один пациент и возникает мысль:»Ну почему бы ему не
явиться на прием утром?».
Проф Гоулман отмечает, что “в процессе
становления выдающихся лидеров такие неакадемические способности, как эмпатия,
играют более важную роль, чем сугубо когнитивные таланты».
Внешняя фокусировка, по нашему мнению, в первую очередь
подразумевает очень тонкую подстройку под так называемые социальные стили или
комфортный набор поведенческих реакций наших собеседников. Уилсон Лернинг
провела глубокие исследования в области классификаций поведенческих типов. Но
что еще делает это исследование абсолютно уникальным – это разработка
конкретных рекомендаций по эффективному влиянию на различные социальные типажи.
По мнению специалистов, практичность и технологичность данных подходов не имеет
себе равных в науке в настоящее время.
Уместно вспомнить правило
«10000 часов», гласящее, что именно такой объем практики гарантирует
успех в любом из начинаний, включая тренировку по более эффективной
коммуникации с различными типажами. Но это только часть правды. Если при
подстройке к различным типажам вы будете делать одни и те же ошибки, то никакой
объем практики вам не поможет. Вы как были, так и останетесь нулем, разве что
постаревшим.
Нужно подстраивать технику, учитывая свои персональные
особенности. Этого невозможно достичь без обратной связи. Если есть
возможность, нужно обязательно воспользоваться услугами коуча, специалиста в
области коммуникаций.
Знание соц/стилей - своего и умение определить с первых секунд стиль собеседника - действительно существенно сокращает достижение целей/договоренностей, устраняя тем самым, тот сложный период, когда люди пытаются выстроить общение, преодолев напряжение, обусловленное личностыми отличиями
ОтветитьУдалитьважность развития эмоционального интеллекта просто неоспорима! Сегодня даже увидела подборку книг о развитии умения чувствовать себя и других для детей - и это очень правильно! Чем раньше это умение развивать, тем счастливее и успешнее человек будет в будущем. А что касается того, как это делать - то тут тоже не остается сомнений! Разве можно научиться плавать по книжке? - наверное, это получится у избранных единиц.. простым же людям, которые хотят добиться реальных результатов за относительно короткое время лучше обращаться к профессионалам. В Wilson Learning есть специально разработанная программа по развитию EQ - все продумано до мелочей! Осталось только прийти и довериться опытным тренерам, под чьим руководством обучение пройдет в разы эффективнее самостоятельного изучения материала.
ОтветитьУдалить