понедельник, 29 июня 2020 г.

ГДЕ ЭТА ЖЕЛАННАЯ КНОПКА ВЛИЯНИЯ?


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА ПО СОЦИАЛЬНЫМ СТИЛЯМ



Данная тема тренинга никого не оставляет безразличным. Я получаю очень много вопросов по теме взаимодействия с сотрудниками, руководителями, родственниками. Где эта желанная кнопка влияния на человека? Кто я сам такой? Где мои сильные стороны и зоны развития? Как я могу сдать более успешным? 


Я собрал несколько вопросов от участников предыдущего тренинга и подготовил ответы. Думаю, что это будет полезное чтиво для коллег, так  и для членов вашей семьи.



Вопрос – « Как мы можем повлиять на другого человека, на его поведение?»

АЕ: « Когда мы говорим о межличностном взаимодействии, необходимо подчеркнуть, что на самом деле мы очень мало можем сделать в отношении того, что говорит или делает наш визави, но каждый из нас может сделать много в отношении того, что говорит  или делает он сам. Когда в процессе интеракции мы начинаем действовать необдуманно, нам иногда кажется, что наши поступки опираются на свободу. Но на самом деле в этом случае мы не столько обретаем свободу, а  сколько теряем контроль за ситуацией и более того, передаем этот контроль нашему собеседнику.»


Вопрос - « Как можно запомнить все результативные приемы универсальной коммуникации? Мы же будем чувствовать себя несвободно, если все время будем думать про правильные алгоритмы поведения»

АЕ: « Чтобы чувствовать себя свободно в самых сложных коммуникациях, и при этом добиваться результата, нужно тренировать приемы универсального поведения не в критических ситуациях, а на тренинге и в обычной житейской обстановке. Это напоминает мне концертирующего музыканта, который своим искусством очаровывает публику в концертном зале, но мало, кто догадывается, как и где вырабатывается виртуозность»


Вопрос: « Мне кажется, что мой реальный социальный стиль не совпадает с результатом тестирования. Это возможно?»
АЕ: « Человек – это огромный океан, включающий в себя чувства, желания, мечты, ценности, образовательный опыт и тд. Социальные стили базируются исключительно на поведенческих проявлениях: что вы говорите и что вы делаете. Причем, в настоящем времени, а не в ожидаемом и желанном формате в будущем.»


Вопрос: « Меняется ли социальный стиль со временем?»

АЕ: « Как показывают исследования, с течением времени социальный стиль не изменяется за исключением двух обстоятельств: серьезная болезнь или так называемый культурный шок. В остальных случаях то, что нам кажется изменением стиля, скорее всего, представляет собой усиление коммуникативной гибкости». Другими словами, человек научается в конкретных ситуациях подстраиваться под обстоятельства и под социальный стиль своего визави.»


Вопрос: « У меня такое ощущение, что на рабочем месте я веду себя по другому, нежели когда отдыхаю в одиночестве от суеты прошедшего дня»

АЕ: « Это возможно. Нужно отметить, что при определении социального стиля мы обращаем внимание на поведенческие проявления только во время межличностного взаимодействия. Например, если человек в нерабочее время погружается в чтение, проработку таблиц и чисел, а при появлении другого человека зажигается и привлекает внимание к своей персоне и своим идеям, то данный типаж будет характеризоваться как экспрессивный, потому что самое главное – как человек ведет себя с другими людьми.»


Вопрос: « Общение с некоторыми людьми вызывает ощущение, что они ко мне расположены. Но есть сотрудники, которые изначально дистанцируются от меня. Можно определить отношение человека к другому человеку по его поведенческим проявлениям?»

АЕ: «Я бы осторожно подходил к определению расположенности ко мне незнакомого человека с первых минут встречи. Исследования показывают, что люди, проявляющие дружеские чувства и расположение к вам на первой встрече, могут испытывать их ничуть не в большем объеме, чем сдержанные люди, не проявляющие высокой эмоциональности.  У менеджеров по продажам есть много примеров, когда первая холодная встреча порождала полную безнадежность в развитии отношений с клиентом, а потом перерастала в крепкую деловую дружбу. И с другой стороны, есть много примеров, когда вдохновляющая теплая встреча представляла собой типичную «пустышку».


Вопрос: Что хотят от нас представители разных стилей?

АЕ: «Правильнее, наверное, спросить, КАК хотят взаимодействовать с нами представители разных стилей.
 Экспрессивные хотят быть окружены друзьями, но они должны следовать в фарватере экспрессивного и выражать личную поддержку его идеям. Ни в коем случае они не должны участвовать  в столкновении позиций.
 Любезные (Дружественные) хотят работать в атмосфере понимания и взаимного уважения. Они готовы подчиняться чужой воле, но только с человеком дружественным и понимающим его. Власть для них не является главной целью. Очень важно быть принятым в коллективе.
Аналитические с большим удовольствием работают в команде, где есть четкие цели и алгоритмы действий. Поначалу аналитические с подозрением воспринимают нового руководителя, пока не убедятся, что свою власть он/она использует для достижения цели разумными методами.
Драйверы предпочитают использовать следующий слоган: «Давайте это сделаем и сделаем это, по-моему».


Вопрос: « Что является самым главным в теории социальных стилей?»

АЕ: « Самым главным является понимание термина универсальность и способов формирования этого качества. Если социальные стили являются более или менее стабильными, то универсальность представляет собой переменное качество. Хорошая новость в том, что можно формировать в себе высокую универсальность, которая является одним из главных ключей для успешности. Наличие универсальности у нашего коллеги очень легко вычислить. Если нам комфортно с ним, если взаимодействуя с этим сотрудником мы не вынуждены занимать оборонительную позицию и не тратим свое время зазря, то с большой долей вероятности можно сказать, что мы имеем дело с сотрудником с сформированной универсальностью.»


Вопрос: « Существуют ли какие-то результативные технологии по управлению коммуникативной эффективностью?»

АЕ: » Развитие универсальности предполагает четырех шаговый процесс. 1. Познай себя. Изучи свой социальный стиль и те впечатления, которые он производит на окружающих.
2. Возьмите свое поведение под контроль. Воспользуйтесь своими сильными сторонами и минимизируйте свои слабости.
3. Познайте других. Определите социальные стили окружающих вас людей. Изучите то, что они ожидают от вас.
4. Подстройтесь под ожидания других людей. Речь не идет об отказе от своих убеждений и ценностей. Нужно поменять свое поведение под ожидаемый формат.»


Вопрос: « Мы не сдаем свои позиции, когда идем навстречу своему визави?»

АЕ: « Речь о сдаче своих позиций не идет. Мы говорим о необходимости работы с партнером таким образом, чтобы минимизировать межличностное напряжение и путем переговоров выйти на взаимовыгодное решение проблемы».


Вопрос: « Какие алгоритмы вы бы порекомендовали при взаимодействии с разными стилями?»

АЕ: « При работе с Любезными проявляйте личностный интерес к собеседнику. Ведите беседу в спокойном тоне,  задавая эмоциональные вопросы. ( Понравилось ли бы тебе, Устроило бы тебя итд). Отрабатывайте все возможные сигналы сомнения, неприятия. Если возникают разногласия с Любезным, вернитесь к обсуждению проблемы, запрашивая у него его отношение и чувства к данной ситуации. Избегайте дебатов, построенных на логических цепочках. Обозначьте, те усилия, которые вы лично предпримите в помощь Любезному.
При работе с Экспрессивными запланируйте ряд вопросов по выявлению его взглядов по достижению поставленных целей.  Учитывайте точки зрения Экспрессивного и находите любые точки сопряжения по ним. Например, Экспрессивный сотрудник зажегся идеей проведения онлайн обучения. Посмотрите,  какую пользу он видит от этой формы обучения и как эти замечательные идеи можно перевести в офлайн обучение. Ни в коем случае нельзя идти на конфронтацию. Вы потеряете усилия, цель и сотрудника. У Экспрессивных неуемное желание выходить из спора победителем. Потратьте какое-то время на совместный поиск новых идей. Обычно Экспрессивные пренебрегают деталями. Возьмите функцию по планированию и контролю на себя.
При работе с Драйвером обсуждайте, что драйверу нужно, чтобы достичь своей цели. В основном используйте вопросы, начинащиеся с Что. Драйвера меньше интересуют вопросы, начинающиеся с Как, Кто, Почему?. Проводите встречу в деловом формате. Не следует рассматривать признаки дружественности как доброе начало для сотрудничества. При возникновении разногласий апеллируйте к фактам. При этом подчеркивайте, что вы тоже хотите достичь результата. Предлагайте пару вариантов решения на выбор.

При работе с Аналитиком очень тщательно готовьтесь к встрече, продумав цель и план предстоящих действий. Будьте конкретны и не завышайте планку ваших обещаний. Проявляйте терпение. Договариваясь о последующих действиях, составьте план мероприятий. При возникновении разногласий еще раз попросите Аналитика более детально представить свое предложение. Проявляйте вдумчивый подход. Задавайте уточняющие вопросы.»


Вопрос- « Можно ли рассматривать адаптацию своего стиля под стиль собеседника как манипуляцию?»

АЕ: « Категорически нет. Во-первых, вы никем, кроме себя не управляете. Во- вторых, вы взаимодействуете с человеком, используя другой метод, который вовсе их не раздражает, а наоборот радует. Таким образом, вы формируете прочный фундамент для плодотворного взаимодействия.»


Вопрос: « Почему использование стилевого подхода сложнее с людьми, которых хорошо знаешь?»

АЕ: « Мой ответ в следующем – социальный стиль становится менее очевидным с близкими людьми, поскольку в этом случае очень значительную роль играют другие характеристики (ценности, ожидания, мечты, сексуальная привязанность и тд). Стилевой подход по-прежнему работает, но нам будет сложнее использовать мои рекомендации из предыдущих вопросов с родственниками и близкими знакомыми, чем с коллегами, подчиненными, клиентами.»


Вопрос: « Может ли стиль меняться в зависимости от местонахождения человека (дома или на работе)?»

АЕ: « Стиль не будет меняться. Скорее всего, речь идет о желании или нежелании проявлять универсальность. На работе часто человек держит себя под контролем и понимает, что качество его разговора, скажем, с руководителем может сказаться на его карьере. Дома этот же сотрудник может расслабиться и думать, что я могу вести себя, как хочу. Ничего в моей семейной жизни уже не может поменяться. Может и еще как. Контролируй свое поведение особенно в острых ситуациях, стремись выйти на взаимовыгодное решение, не нагнетая дополнительного напряжения.
 Интересно наблюдать, как близкие люди интуитивно используют знания по социальным стилям в житейских ситуациях. Драйверу поручат подготовить финальное решение по той или иной проблеме. Любезного попросят переговорить по душам с обидевшимся сыном. Аналитика сподвигнут рассчитать бюджет на ближайшие месяцы. К Экспрессивному обратятся за идеями, как лучше провести юбилейный вечер.»
Противоположности стремятся друг к другу. Супруги должны понимать и радовать друг друга, а не переделывать вторую сторону в некое подобие себя.  Правильная коммуникация позволит членам семьи раскрыть свой потенциал и заложить основу для продуктивных и комфортных отношений на долгие годы.

#УилсонЛернинг

1 комментарий:

  1. Очень интересно и подробно описаны все стили и их поведенческие проявления, благодарю!

    ОтветитьУдалить