вторник, 1 марта 2011 г.

семь заповедей подчиненного


Семь заповедей подчиненного
После выхода книги «Искусство быть начальником» я стал получать много писем с вопросами – А есть ли искусство быть подчиненным?  Возникало естественное предположение, что участие в процессе требует адекватной игры обеих сторон.
Коллектив Уилсон Лернинг Россия провел исследование, целью которого было определение неких требований к поведению подчиненного, обеспечивающих конструктивную работу с руководителем.
Мы провели ряд наблюдений, опросов. Причем респондентами выступали как руководители, так и подчиненные. В результате был получен довольно обширный пласт требований к деятельности последних. Мы старались отобрать очень конкретные поведенчески окрашенные пожелания, которые можно было бы незамедлительно вывести в практическую область. Интересный факт, что семь требований, которые мы возвели в ранг заповедей, были озвучены 80% респондентов, в то время как остальные 100 предложений собирали по 2-3 голоса.
Список самых важных требований включает следующее:
·         Разговаривай с руководителем на его языке
·         Удерживай беседу с начальником в рациональной плоскости (не позволяй беседе уйти в эмоциональную сферу)
·         Никогда не оправдывайся
·         Никогда не озвучивай несогласие
·         Никогда ничего не проси у начальника
·         Поддерживай в себе должный уровень мотивации
·         Переводи критику со стороны руководства в конкретный план действий
Сейчас давайте остановимся подробнее на данных требованиях и рассмотрим конкретные инструменты по их реализации

Разговаривай с руководителем на его языке.
Уилсон Лернинг известна в мире своими многими оригинальными разработками. Одна из наиболее популярных – социальные стили. Данный подход позволяет очень четко проследить поведенческие различия между людьми и предпринять меры к нейтрализации возможных межличностных напряжений.
Авторы данного подхода выделяют две главные шкалы различий. Это- ассертивность и эмоциональность. На стыке этих шкал мы получаем четыре социальных стиля – аналитический, драйвер, любезный и экспрессивный.

Предлагается использовать следующие подходы к руководителям данных стилей
Для аналитического – тщательно продумывайте план своей встрече, обращайте внимание на логическое обоснование своих предложений, не проявляйте излишней настойчивости, которая может быть принята за авторитарный стиль. Прислушивайтесь к мнению руководителя, не бойтесь задавать вопросы. Старайтесь сконцентрироваться на задаче и минимально обнаруживать свои эмоции, особенно отрицательно заряженные
Для драйвера- хорошо продумайте план встречи и постарайтесь сделать акцент больше на результате, чем на процессе. Руководитель позитивно воспримет предложения с вашей стороны. Будьте готовы предложить как минимум пару вариантов решения. Не утомляйте его перебором большого количества деталей и причин, почему вам будет трудно решать эту задачу. Старайтесь быть энергичными и позитивными.
Для любезного – будьте готовы обсуждать как саму проблему, так и ваши ощущения и беспокойства. Внимательно слушайте руководителя и постарайтесь поймать не только логическую, но и эмоциональную сторону вопроса. Рекомендуется обсуждать все сомнения на самой встрече.
Для экспрессивного – будьте готовы продемонстрировать энтузиазм и гибкость. Нужно уметь спокойно воспринимать возможные нововведения и изменения. Демонстрируйте позитивный настрой. Предлагайте решения, но они должны быть озвучены только в формате мозгового штурма. Окончательное решение принимается при совместном обсуждении.

Удерживай беседу в рациональной плоскости
Профессиональный подчиненный должен уметь переключать любую беседу с руководителем на конструктивный и рациональный лад.
Для этих целей мы рекомендуем использовать прием LECPA.
Как можно использовать этот прием?
При эмоциональном накале разговора необходимо сделать следующее:
·         прекратить оправдываться и взять небольшую паузу
·         использовать эмпатию, те озвучить ту эмоцию, которую вы услышали у руководителя. Например, я вижу, что мое предложение вас очень расстроило»
·         Незамедлительно задать уточняющий вопрос, типа « вы, наверное, хотите узнать, почему именно эту идею я предлагаю?»
·         Выдвинуть предложения в виде запроса. Например « Что если мы в течение месяца проанализируем полученные результаты и уточним наши действия?»
·         Не забудьте выполнить то, что обещали

НИКОГДА НЕ ОПРАВДЫВАЙСЯ
 Вместо этого мы рекомендуем использовать прием ВИП, разработанный нашим консультантом Р.Нуреевым.
В – выслушать
И-  извиниться
П- предложить пару вариантов решения
Если прием LECPA мы рекомендуем в тех ситуациях, когда вы не виноваты, то ВИП очень может быть вам полезным, когда руководитель имеет серьезные основания для проведения с вами воспитательной беседы. Она неприятна для обеих сторон. Помогите ему красиво выйти из этой ситуации, опираясь на предложенные корректирующие действия.

НИКОГДА НЕ ОЗВУЧИВАЙ НЕСОГЛАСИЕ
Наверное, большинство подчиненных уже убедились в аксиоме – если руководитель озвучивает свое решение, то меньше всего он рассчитывает получить сигналы несогласия.
Если вы хотели бы значительно изменить предлагаемое решение, мы рекомендуем использовать прием расширения с включением союза –и.
Например, « и я бы еще предложил провести предварительный опрос клиентов, а затем окончательно утвердил нашу новую технологию обслуживания»

НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОСИ У НАЧАЛЬНИКА
Результаты нашего исследования свидетельствуют, что руководители крайне негативно относятся к подчиненным, которые постоянно обращаются к ним с какими-либо просьбами. При этом, любое предложение помощи от сотрудников рассматривается как признак высокой лояльности и компетентности.     

ПОДДЕРЖИВАЙ В СЕБЕ ДОЛЖНЫЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ
Многие психологи утверждают, что позитивный настрой привлекает хорошие новости, а негативные мысли зовут к себе несчастья.
Так же и в бизнесе. Мотивированные подчиненные вызывают расположение руководства. Отсутствие мотивации влечет за собой раздражение и недовольство вашего окружения.
В своих предыдущих статьях я писал о том, что мотивация – это внутреннее состояние человека, и только он сам несет ответственность за его качество.
Какие приемы можно использовать для самомотивации?
Прием «формирование перспективы». Для этого нужно немного заглянуть в ближайшее будущее и спросить себя, чем бы я хотел заниматься в ближайшие год-полтора. Желательно представить уже финальный продукт ваших усилий. Затем спланируйте путь к достижению желанных результатов. Согласуйте свой план с непосредственным руководителем.
Ощущение включенности в проект, чувства собственника по отношению к сформированным планам придает дополнительную энергию.
Прием «строительства храма». Во многих учебниках мотивации обсуждается байка о трех строителях церкви. На вопрос, что они делают, первый ответил – деньги зарабатываю, второй - кирпичи кладу, третий - храм строю. Как правило, тот, кто видит храм, видит и деньги, и кирпичи. У него просто горизонт выше.
Вы тоже можете расширить свой горизонт. Для этого нужно провести небольшой тест. Задайте себе следующие вопросы: что вы делаете по работе и зачем это нужно. Например, я веду тренинги, чтобы помочь людям стать более эффективными и успешными. Если сотрудник может соединить свою функцию с ее ценностью для других людей, он начинает себя ощущать по-другому. Попробуйте сделать это простое упражнение, и если вы увидите свое предназначение, то вы почувствуете это на физиологическом уровне. Сама мысль о ценности вашей работы начнет согревать вас.

ПЕРЕВОДИ КРИТИКУ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА В КОНКРЕТНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Когда руководитель выражает свое недовольство работой подчиненного, последний как правило испытывает не лучшие минуты своей жизни и сталкивается с дилеммой: либо уйти в эмоциональную сферу переживаний в надежде, что руководитель поймет, что обидел вас и сам найдет пути примирения, либо выйти на тропу борьбы для того, чтобы доказать свою правоту.
На наш взгляд, оба подхода ошибочны, поскольку они все дальше отдаляют вас от руководителя. Рассматривайте критику как попытку улучшить вашу работу. Постарайтесь переключить свое внимание на формулирование плана устранения недостатков. Чем усерднее вы включитесь в эту операцию, тем меньше места останется в вашей душе на досаду и раздражение.
Подводя итог вышесказанному, хочется привлечь ваше внимание к ключевым заповедям подчиненного. Безукоризненное их исполнение обязательно внесет в вашу жизнь больше стабильности и позитива.

4 комментария:

  1. все верно. эти заповеди позволили мне долго одновременно работать у двух совершенно разных руководителей. так что совмещать несовместимое тоже можно, главное, знать как, а эти заповеди дают ответы на эти вопросы.

    ОтветитьУдалить
  2. Полностью согласна со всеми заповедями, следуя им можно поддерживать нормальные рабочие отношения

    ОтветитьУдалить
  3. Многие мои клиенты очень заинтересовались этими заповедями! Наверное, обязательно нужно включить в расписание открытый тренинг "7 заповедей подчиненного"!

    ОтветитьУдалить
  4. Это нужно давать всем сотрудникам при приеме на работу, т.к. эти заповеди меняют фокус с позиции "Я - жертва и мне все должны" на "Я-Даритель, чем я могу быт полезен руководителю и компании в целом". При этом, здесь ничего уничижительного и оскорбительного. Сотрудники, практикующие такой подход, всегда развиваются и всегда продвигаться руководителем по карьерной лестнице в силу своих реальных заслуг, а не голой услужливости перед руководством.

    ОтветитьУдалить