Что, если сотрудники
вашей компании освоили навык, позволяющий исключить конфликты, недопонимание,
прокрастинацию? Что, если я сообщу вам, что механики и инженеры одной из крупнейших
авиакомпаний мира освоили этот навык и
добились 56% роста производительности труда? Эта информация была бы вам
интересна? Думаю, что да.
Этот навык называется Коммуникативной гибкостью и,
пожалуй, является самым важным коммуникативным навыком.
Большое
количество исследований свидетельствуют, что для инновационного прорывного
результата необходима синергия многих сотрудников. Но именно это множество создает
напряжение в коммуникации. Когда люди сталкиваются с напряжением и
трудностями в коммуникации, они испытывают огромные сложности в принятии и реализации инновационных идей
из-за нерационального расходования энергии. Хорошей новостью является то, что
мы можем управлять коммуникацией, своим поведением для снижения межличностного
напряжения. При этом мы сможем больше фокусироваться на решении проблем,
достижении большей производительности, создавая условия для усиления
вовлеченности персонала.
Коммуникативная гибкость
Коммуникативная
гибкость представляет собой способность определять различия в коммуникативных
преференциях и адаптировать свое поведение, чтобы наш партнер стал более
открытым и восприимчивым, таким образом, формируя более эффективные и
продуктивные отношения.
Для
определения коммуникативных различий вам поможет модель Уилсон Лернинг по
Социальным стилям, в которой социальный стиль рассматривается в рамках двух
шкал: Ассертивности и Респонсивности.
Поскольку приблизительно 25% людей
попадают в один из четырех стилей, то соответственно вы ощущаете общность
именно с одной из этих групп. Соответственно, 75% людей имеют сильные отличия
от вас в поведенческих преференциях. Вы, наверное, уже догадываетесь, какие
последствия может вызывать этот факт. Или, если посмотреть на это позитивно,
какие у нас есть возможности!
«Чем больше я знаю о тебе, тем больше я
узнаю о себе, и тем самым я смогу лучше управлять различиями между нами».
Если вы примите решение управлять
различиями между преференциями вашего
Социального Стиля и стилями остальных 75%, вы сможете создать более
продуктивные отношения, и, как результат, повысить эффективность своей
деятельности.
Ключ – коммуникативная гибкость
Социальные стили помогают вам понять коммуникативные преференции, а
коммуникативная гибкость способствует возможности управления этими различиями.
Коммуникативная гибкость как навык может быть изучена и хорошо освоена. Но этот
навык требует усилий по изменению своего подхода для сопряжения с другими социальными
стилями. Иногда это усилие может казаться вам некомфортным. Вам нужно будет
сделать сознательный выбор по использованию Коммуникативной Гибкости:
·
Мне нужно укреплять этот контакт для достижения своего
результата?
- Что я получу, укрепляя этот контакт?
·
Чем я рискую, если я не буду укреплять данный контакт?
Если вы принимаете решение по Коммуникативной
гибкости, тогда мы рекомендуем вам использовать следующую технологию:
1. Определите Социальный Стиль вашего контрагента
Определяйте Социальный Стиль других людей через оценку их ценностей,
комфортных для них условий и методов работы.
Например:
стиль Аналитический:
·
Ценят выверенные и практические бизнес решения
·
Используют структурированный подход и доказательную базу
·
Предпочитают системный подход для выработки решения
стиль Любезный:
·
Ценят сотрудничество в достижении бизнес целей
·
Рассчитывают на поддержку своих коллег в совместных
проектах
·
Предпочитают совместное обсуждение при принятии бизнес
решений
стиль Драйвер:
·
Предпочитают волевые и быстрые решения
·
Расцветают в атмосфере целеустремленности
·
Ожидают от коллег соблюдение временных параметров
стиль Экспрессивный:
·
Любят помечтать о счастливом будущем
·
Пытаются зажечь коллег своими идеями
·
Предпочитают совместную деятельность по достижению
бизнес целей
2. Подумайте: Что этому человеку
нужно от вас при взаимодействии с ним?
Как вы будете
видоизменять свой Социальный Стиль, зависит от Социального Стиля вашего визави
и конкретной ситуации. Не существует однозначной рекомендации. Аналитик (или Драйвер,
Любезный, Экспрессивный) в зависимости от ситуации могут нуждаться в различных
подходах
Например, представители
стиля Аналитический
предпочитают более формальный и структурированный подход или попросят больше
времени на обдумывание решения. Представители стиля Любезный будут
положительно реагировать на ваше откровенное и правдивое выражение чувств или
на участие большего количества сотрудников
в принятии решения. Представителям стиля Драйвер понравится,
если вы будете предельно конкретны или больше сконцентрируетесь на решении
самой проблемы, чем на сотрудниках, которые будут вовлечены в процесс. Представители
стиля Экспрессивный
будут признательны, если вы проявите гибкость по временным параметрам или если
вы проявите свои позитивные эмоции по
отношение к озвучиваемому подходу. Итак, прежде, чем переходить от определения
Стиля к Адаптации, секундочку подумайте: Что нужно этому Социальному Стилю? И
что нужно конкретно в данной ситуации?
3. Адаптация: Что мне нужно сделать
для того, чтобы построить эффективную
коммуникацию?
Существует мнение, что для эффективной коммуникации
необходимо осуществлять громадные изменения в поведении. Но как гласит
поговорка « маленькие дела приносят большие победы», так и незначительные изменения
в Ассертивности и Респонсивности, имеют колоссальное воздействие на качество
коммуникации. Может, вам всего-то надо:
·
Спросить сначала мнение вашего визави:
·
Быстро переходить к делу
·
Убыстрять или замедлять темп речи
·
В большей ли меньшей степени использовать мимику и
жесты
Как это работает в реальности? Вот несколько примеров:
Результат, достигнутый
клиентом:
Международный авиаперевозчик увеличивает
операционную эффективность на 56%
Вице-президент по развитию (стиль Аналитический) был крайне
раздражен, поскольку вице-президент по продажам (стиль Драйвер) не отвечал
на его мейлы. После некоторых обдумываний, он пришел к выводу, что руководителю
департамента продаж была нужна конкретика, а долгие объяснения цифровых
показателей и способов достижения решения не воспринимались на должном уровне.
В следующем письме вице-президент по развитию полностью поменял структуру
послания. Первым он поставил заключение, а объяснение потом. Ответ пришел незамедлительно.
Вице-президент по маркетингу (стиль Драйвер) испытывал
большие сложности, пытаясь уговорить IT
руководителя (стиль Любезный)
внести изменения на корпоративный сайт. Осмыслив свои действия, вице-президент
по маркетингу осознал, что руководитель IT всегда был более вдохновлен, если в
принятии решения участвовало больше сотрудников. Вице-президент спросил его
совета, кого еще необходимо привлечь к данному проекту, и пригласил данных
специалистов на общее совещание по обсуждению изменений на сайте. После
принятия всей группой решений, IT руководитель незамедлительно внес утвержденные изменения на сайте.
Вооружая своих
специалистов и руководителей навыками по коммуникативной гибкости, вы помогаете
им решать сложные задачи, снижать градус напряжения и конфликтности, и
выстраивать более продуктивные отношения на корпоративном уровне. Без
коммуникативных барьеров производительность сотрудников, команд, рабочих групп
возрастает в разы, поскольку им ничего не мешает полностью сконцентрироваться
на поставленных задачах.
#УилсонЛернинг
#УилсонЛернинг
Очень интересно и полезно. Всем рекомендую прочитать и предпринять соответствующие действия.
ОтветитьУдалитьСпасибо автору за этот материал. Это действительно работает и на практике эти знания дают помогают в получении конкурентного преимущества! Вообще, я считаю, нет предела развитию, больше знаете - больше получите.
ОтветитьУдалитьCпасибо за полезный материал! Александр Ефимович, вопрос такой - человек является обладателем только одного стиля или в процессе коммуникации он может использовать 2 и более социальных стилей? Как в этом случае эффективно взаимодействовать? Благодарю!
ОтветитьУдалитьЧем глубже человек понимает приоритеты других стилей, и чем лучше он может адаптировать свое поведение под конкретную ситуацию, тем выше его результат. Возможно ваш вопрос в качестве подстройки, другими словами, на что ориентироваться, если собеседник проявляет маркеры от разных стилей? Если человек взаимодействует не в стрессовой ситуации, то определяйте стиль собеседника по шкалам ассертивности и респонсивности. Соответственно, выстраивайте свою коммуникацию на основе определенного вами стиля.
Удалить